Новости / Недвижимость / Москве нужны не квартиры, а офисы и «кольца»

Москве нужны не квартиры, а офисы и «кольца»

10 августа 2009

Кризис заставил правительство Москвы резко сократить финансирование всего строительства, несмотря на неоднократные обещания мэра Юрия Лужкова «достроить все начатые объекты». Газета ВЗГЛЯД выяснила, что все-таки не будет возведено в городе в ближайшее время.

В Москве есть немало так называемых «знаковых объектов», которые мэрия считает первостепенными. К ним относятся «Москва-Сити», проект «Большая Ленинградка», снос хрущевок, строительство ЧТК (Четвертого транспортного кольца), «Золотой остров» у стен Кремля, гостиница «Россия» и многие другие. Если ориентироваться на высказывания московских властей, то получается, что все они строятся и будут возведены в срок. Однако участники столичного рынка недвижимости имеют на этот счет другие данные.

Из всех «громких» событий последних недель можно отметить только открытие тоннеля, который соединяет Ленинградское и Волоколамское шоссе, причем только одной его сторон – в центр. О «второй очереди» на торжественном открытии мэр Москвы Юрий Лужков не обмолвился ни словом. В столичной администрации чиновники на все вопросы отвечают односложно – «достроим только начатое и жилые объекты высокой степени готовности».

При этом глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин обещает, что строительство административных зданий и офисов в столице не прекратится, даже несмотря на кризис. «Мы будем продолжать и дальше строить, – заявил Владимир Ресин на пресс-конференции 30 июля. – Строительство административных зданий и бизнес-центров нигде не остановлено». В то же время он признал, что объемы строительства офисных зданий в городе сократились.

Другим приоритетом, судя по заявлениям Владимира Ресина, в 2009 году останется снос хрущевок. Так, к концу года главный строитель Москвы обещает завершить в Зеленограде программу сноса пятиэтажек «первого периода индустриального домостроения». В других округах Москвы – Центральном и Южном – все ветхие пятиэтажки уже снесли. В оставшихся семи префектурах программа должна быть завершена в 2012 году, хотя ранее планировалось решить эту проблему уже в 2010 году. «Мы программу сноса пятиэтажек в городе не остановили, хотя, конечно, как было намечено, в 2010 году, выполнить ее не сможем», – заявляет Владимир Ресин.

«Достаточно непонятное стремление строить ударными темпами офисы, если учитывать тот факт, что почти 25% из них уже сегодня не имеют арендаторов и спрос продолжает падать, а ставки и так откатились на уровень 2003 года, – считает гендиректор «Агентства информационной поддержки инвестиций» Глеб Андреев. – На мой взгляд, здесь есть два скрытых от глаз момента – желание «застолбить» участки под строительство в наиболее привлекательных с точки зрения будущих перспектив и продемонстрировать «движение».

Видимо, только такими соображениями можно объяснить появление нового «шедевра офисного строения», который власти намерены выстроить напротив ТЦ «Европейский» на Большой Дорогомиловской улице. Видимо, одной пробки чиновникам недостаточно, и в генплан внесли новый проект – дом-арку, которая «символизирует память о заставе времен войны 1812 года». Именно так характеризуется проект архитекторами.

Следует иметь в виду, что, согласно данным на сайте правительства Москвы, расходы на жилое социальное строительство сокращены на текущий год более чем на 30%. Расходы на текущий ремонт дорог в этом году сократятся на 17%, на капитальный ремонт – на 30%, на содержание дорожного хозяйства – на 34%.

«Затягивание социальных программ жилья приведет к еще большим очередям, – говорит ВЗГЛЯДу гендиректор стройкомпании «ОСГ» Денис Кудряшев. – Сегодня время ожидания не отличается от «советского» времени, составляя порядка 18–20 лет. С другой стороны, каждый безвозмездный метр ложится дополнительной нагрузкой на тех, кто приобретает жилье на рынке, так как социальным становится то же самое жилье, отдаваемое строителями городу».

Что касается дорожного строительства, то его бюджет на этот год сокращен практически в два раза, с 90 до 46 млрд рублей. В результате, как сообщили ВЗГЛЯДу в столичном стройкомплексе, не будут перенесены сроки сдачи, например, эстакады на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения, Крестовского моста. Заморожен проект подземных торгового центра и паркингов под Тверской улицей.

Не ясна до конца перспектива ЧТК – Четвертого транспортного кольца, которое рекламировалось властями Москвы как панацея от всех дорожных бед. Причем никакие «альтернативные» расчеты независимых экспертов по ее стоимости на правительство не оказывали никакого воздействия. И это при том, что один километр кольца власти оценили в 667 млн долларов.

Для справки: в Германии один километр автобана стоит от 4 до 8 млн евро, в Финляндии – 7 млн, во Франции – 6–9 млн, Испании – 5–8 млн. В горной Швейцарии строительство дороги во всемирно известную деревушку Давос обошлось в 9,5 млн евро, а, к слову, тот же километр адронного коллайдера на невероятной глубине в скальных породах стоил швейцарским налогоплательщикам в 2,5 раза дешевле московского транспортного кольца.

«Власти говорят о дорогой столичной земле, сложностях с коммуникациями, расселении жилых домов и о прочих трудностях дорожников, – говорит главный инженер столичного проектного бюро Андрей Быстрицкий. – Однако город не покупает землю под дорогу – она и так ему принадлежит. Во-вторых, расселение планируется мизерным – речь идет всего об одном–двух десятках домов. К тому же дорога не имеет дорогостоящих развязок и тоннелей, что делает вопрос ее дороговизны просто запредельным».

Напомним, что, как писал ВЗГЛЯД, строительство первого участка ЧТК – от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе – началось в конце зимы прошлого года. Этот участок должны были сдать в июле, но сегодня об окончательных сроках предпочитают не говорить вовсе. Все 74-километровое кольцо планировали построить к 2015 году.

Примерно такие же неясные перспективы у проекта «Большая Ленинградка». Бессветофорное движение от Манежной площади до МКАД планировали открыть еще в 2009 году. Сегодня Владимир Ресин называет 2013 год. Основная проблема – в площади Тверской заставы, вернее, у инвестора проекта девелопера Льва Леваева, который официально объявил о невозможности достроить все в срок и «попросил» городские власти выплатить ему потраченные на коммуникации деньги – около 80 млн долларов. Власти Москвы связывают вопрос «расплаты» с продолжением работ, и в результате вся стройка стоит.

Конфликт городских властей со своим самым «приближенным» в недавнем прошлом партнером – девелопером Шалвой Чигиринским – привел к остановке проекта гостиницы «Россия». Власти не хотят платить бизнесмену за разбор здания, а он, со своей стороны, через суд добился ареста всей стройплощадки. Знакомые с ситуацией строители говорят, что судебное разбирательство грозит затянуться еще на год–два.

Как минимум на такое же время отложен проект «Золотой остров» на территории Болотного острова между Большим Москворецким мостом и памятником Петру Первому. Но, пожалуй, это лучший выход для Москвы, так как возведение «Кремлин-Сити» вряд ли облагородило бы старую часть столицы.

Отложено и строительство небоскребов в пафосном «Москва-Сити», более того, столичные власти были вынуждены вместо самой высокой башни «Федерация» разбить автомобильный паркинг. Причина решения банальна – ни в стране, ни в мире не нашлось девелопера, готового вложить 1,5 млрд долларов в дорогостоящие офисы.

Александр Аксенов, Взгляд Недвижимость

Дмитрий Балашов




← предыдущая заметка

10 августа 2009

Сколько стоит метр столичного долгостроя?

Согласно различным оценкам аналитиков рынка недвижимости, сегодня по стране заморожено от 50% до 80% всех жилых объектов. Риски недостроя называются крайне пессимистические – каждый пятый дом может так и остаться в состоянии «перманентной возводимости». Эксперты почти каждый день вносят коррективы в черные списки с тем, чтобы избежать новой волны обманутых соинвесторов.

следующая заметка →

10 августа 2009

Число сделок с элитным жильем в Москве в кризис упало в 9 раз

Число сделок с жильем эконом-класса в кризис в Москве увеличилось в два раза (92% от общего числа), в то время как с элитными квартирами снизилось в девять раз (2%), говорится в отчете агентства недвижимости "Агент 002".

Как указывается в исследовании, за прошедшие семь месяцев количество сделок в сегменте жилья эконом-класса, по данным на июль, увеличилось до 92%, тогда как еще год назад продажи в эконом-классе не превышали 43% от общего количества сделок на рынке.